Логопедия

Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2015. — 360 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в т.ч.: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматических средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педвузов.

Уварова Т.Б.

Фонетические ритмо-рифмовки в коррекционной работе. — М.: АРКТИ, 2016. — 72 с. — (Коррекционная педагогика).

Данное методическое пособие предназначено для организации логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников и младших школьников на основе применения специально составленных фонетических ритмо-рифмовок, что позволяет не только разнообразить приемы автоматизации и дифференциации звуков на материале слов и словосочетаний, но и обеспечивает реализацию комплексного подхода к развитию произносительных навыков, т.к. параллельно создаются условия не только для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития чувства ритма, фонематического слуха, а также зрительного и вербального восприятия, памяти, мышления, внимания.

Бессонова Т.П.

Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения (Принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией): Методич. рекомендации. — М.: АРКТИ; ГНОМ, 2016. — 73 с. — (Коррекционная педагогика).

Методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, работающим в общеобразовательных учреждениях. В них представлены: характеристика недостатков устной и письменной речи школьников с первичной речевой патологией; приемы выявления дефектов речи; наиболее важные положения дифференциальной диагностики; основной контингент логопедических пунктов (учащиеся с нарушениями речевого развития: фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи); определены принципы комплектования логопедических пунктов, групп учащихся для фронтального обучения. Представленное в данной работе основное содержание коррекционно-развиваюшего воздействия и принципы его реализации в контексте современных технологий, а также методические рекомендации по организации, планированию логопедических занятий с основным контингентом обучающихся в логопедическом пункте, отражают базовые концепции современной логопедии. Реализация основного содержания коррекционно-развивающего обучения детей возможна на основе современных технологий, целью которых является развитие мыслительной и речевой деятельности.

Бачина О.В., Попова Т.В.

Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2017. — 56 с. — (Коррекционная педагогика).

В пособии представлен интегративный план работы педагогов ДОУ по преодолению нарушений речи у детей, который составлен в соответствии с современными программами воспитания и обучения детей с ФФНР подготовительного к школе возраста. План может быть использован при работе с различными программами обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Отличие данного интегративного плана от других в том, что взаимопроникновение программы работы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому. В табличном варианте представлены форма и содержание взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя подготовительной логопедической группы по профилю ФФНР, музыкального руководителя и педагога по физической культуре по реализации фонетического направления интегративного плана при изучении звуков и букв в течение учебного года. Взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя по изодеятельности осуществляется по тематическому направлению интегративного плана. Интегративный подход в работе учителя-логопеда с дошкольниками в условиях образовательного учреждения может успешно использоваться педагогами, работающими с детьми, имеющими и другие варианты речевых нарушений, как первичного (общее недоразвитие речи, заикание, имеющие в своей структуре нарушения фонетико-фонематического спектра), так и вторичного характера. Динамические игры, упражнения и другие материалы, представленные в разделе «Воспитатель по ФИЗО», могут быть полезны учителям-логопедам в качестве физкультминуток на занятиях.

В Приложении мы предлагаем образцы некоторых упражнений из интегративного плана, которые проводит с детьми музыкальный руководитель.

Упражнения по социализации для развития речи детей
3–4 лет / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. — М.: АРКТИ, 2017. — 96 с. — (Коррекционная педагогика).

В данном пособии предлагается система игровых модулей по развитию речи у детей 3–4 лет, имеющих социализирующую направленность. Модуль представляет собой совокупность игр и упражнений, тематически взаимосвязанных между собой.
Каждый из них состоит из заданий, направленных на развитие мелкой моторики, фонематического слуха и слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма, речевого внимания и пространственной ориентировки. Задания сгруппированы в модули по усложнению. Все они предполагают определенный способ включения ребенка в социальное взаимодействие в понятных и интересных для него ситуациях. Тем самым обеспечивается интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта / Авт.-сост. А.П. Болдырева. — М.: АРКТИ, 2019. — 128 с.

Программа реализует процесс обучения и воспитания детей в возрасте 5–7 лет с различными речевыми патологиями, а именно: фонетическое нарушение речи, фонетико-фоне­ма­ти­ческое нарушение речи, общее недоразвитие речи (IV уровень речевого развития) и общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). 
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Реализация данной программы поможет детям с нарушением речевого развития освоить основной образовательный стандарт дошкольного учреждения, обеспечит необходимый и достаточный уровень развития для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас: Методич. рекомендации. — М.: АРКТИ, 2019.

 

Альбом «Дидактический материал по обследованию речи детей» посвящен изучению лексического запаса детей любого возраста независимо от уровня развития речи. Альбом базируется на рекомендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений» под общей редакцией 
Г.В. Чиркиной (М., 2010 г.), и носит сугубо практический характер. Систематизация языкового материала по уровню сложности в рамках каждого задания позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и планировать занятия по формированию языковых и речевых умений и навыков в условиях индивидуальных и подгрупповых занятий на адекватном лексическом материале.

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй: Методич. рекомендации. — М.: АРКТИ, 2019.

 

Альбом «Дидактический материал по обследованию речи детей» посвящен изучению граммати­ческого строя речи детей любого возраста независимо от уровня развития речи и носит сугубо практический характер. Обследование грамматического строя проводится по трем направлениям: синтаксис, словообразование и словоизменение.
В процессе тестирования детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи — задания на их понимание. В процессе обследования материал структурируют не только по его относительной сложности, но и в соответствии с грамма­тической моделью. Использование однотипного грамматического материала позволяет специалисту выявить обучаемость ребенка языковым явлениям, т.е. наличие у него так называемого «чувства языка», что служит дополнительным параметром при функциональной диагностике пограничных нарушений, а также при диагностике детей с неполным двуязычием.

Страницы:   1   2

Все права защищены ©1993-2018  ООО «АРКТИ»