Логопедия

Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2015. — 360 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в т.ч.: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматических средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педвузов.

Уварова Т.Б.

Фонетические ритмо-рифмовки в коррекционной работе. — М.: АРКТИ, 2016. — 72 с. — (Коррекционная педагогика).

Данное методическое пособие предназначено для организации логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников и младших школьников на основе применения специально составленных фонетических ритмо-рифмовок, что позволяет не только разнообразить приемы автоматизации и дифференциации звуков на материале слов и словосочетаний, но и обеспечивает реализацию комплексного подхода к развитию произносительных навыков, т.к. параллельно создаются условия не только для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития чувства ритма, фонематического слуха, а также зрительного и вербального восприятия, памяти, мышления, внимания.

Бессонова Т.П.

Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения (Принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией): Методич. рекомендации. — М.: АРКТИ; ГНОМ, 2016. — 73 с. — (Коррекционная педагогика).

Методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, работающим в общеобразовательных учреждениях. В них представлены: характеристика недостатков устной и письменной речи школьников с первичной речевой патологией; приемы выявления дефектов речи; наиболее важные положения дифференциальной диагностики; основной контингент логопедических пунктов (учащиеся с нарушениями речевого развития: фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи); определены принципы комплектования логопедических пунктов, групп учащихся для фронтального обучения. Представленное в данной работе основное содержание коррекционно-развиваюшего воздействия и принципы его реализации в контексте современных технологий, а также методические рекомендации по организации, планированию логопедических занятий с основным контингентом обучающихся в логопедическом пункте, отражают базовые концепции современной логопедии. Реализация основного содержания коррекционно-развивающего обучения детей возможна на основе современных технологий, целью которых является развитие мыслительной и речевой деятельности.

Бачина О.В., Попова Т.В.

Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2017. — 56 с. — (Коррекционная педагогика).

В пособии представлен интегративный план работы педагогов ДОУ по преодолению нарушений речи у детей, который составлен в соответствии с современными программами воспитания и обучения детей с ФФНР подготовительного к школе возраста. План может быть использован при работе с различными программами обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Отличие данного интегративного плана от других в том, что взаимопроникновение программы работы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому. Интегративный подход в работе учителя-логопеда с дошкольниками в условиях образовательного учреждения может успешно использоваться педагогами, работающими с детьми, имеющими и другие варианты речевых нарушений, как первичного (общее недоразвитие речи, заикание, имеющие в своей структуре нарушения фонетико-фонематического спектра), так и вторичного характера. Динамические игры, упражнения и другие материалы, представленные в разделе «Воспитатель по ФИЗО», могут быть полезны учителям-логопедам в качестве физкультминуток на занятиях. В Приложении мы предлагаем образцы некоторых упражнений из интегративного плана, которые проводит с детьми музыкальный руководитель.

Упражнения по социализации для развития речи детей
3–4 лет / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. — М.: АРКТИ, 2017. — 96 с. — (Коррекционная педагогика).

В данном пособии предлагается система игровых модулей по развитию речи у детей 3–4 лет, имеющих социализирующую направленность. Модуль представляет собой совокупность игр и упражнений, тематически взаимосвязанных между собой.
Каждый из них состоит из заданий, направленных на развитие мелкой моторики, фонематического слуха и слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма, речевого внимания и пространственной ориентировки. Задания сгруппированы в модули по усложнению. Все они предполагают определенный способ включения ребенка в социальное взаимодействие в понятных и интересных для него ситуациях. Тем самым обеспечивается интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта / Авт.-сост. А.П. Болдырева. — М.: АРКТИ, 2019. — 128 с.

Программа реализует процесс обучения и воспитания детей в возрасте 5–7 лет с различными речевыми патологиями, а именно: фонетическое нарушение речи, фонетико-фоне­ма­ти­ческое нарушение речи, общее недоразвитие речи (IV уровень речевого развития) и общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). 
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Реализация данной программы поможет детям с нарушением речевого развития освоить основной образовательный стандарт дошкольного учреждения, обеспечит необходимый и достаточный уровень развития для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. — М.: АРКТИ, 2019.

 

Альбом «Дидактический материал по обследованию речи детей» посвящен изучению лексического запаса детей любого возраста независимо от уровня развития речи. Альбом базируется на рекомендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений» под общей редакцией 
Г.В. Чиркиной (М., 2010 г.), и носит сугубо практический характер. Систематизация языкового материала по уровню сложности в рамках каждого задания позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и планировать занятия по формированию языковых и речевых умений и навыков в условиях индивидуальных и подгрупповых занятий на адекватном лексическом материале.

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. — М.: АРКТИ, 2019.

 

Альбом «Дидактический материал по обследованию речи детей» посвящен изучению граммати­ческого строя речи детей любого возраста независимо от уровня развития речи и носит сугубо практический характер. Обследование грамматического строя проводится по трем направлениям: синтаксис, словообразование и словоизменение.
В процессе тестирования детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи — задания на их понимание. В процессе обследования материал структурируют не только по его относительной сложности, но и в соответствии с грамма­тической моделью. Использование однотипного грамматического материала позволяет специалисту выявить обучаемость ребенка языковым явлениям, т.е. наличие у него так называемого «чувства языка», что служит дополнительным параметром при функциональной диагностике пограничных нарушений, а также при диагностике детей с неполным двуязычием.

Афонькина Ю.А., Манохина Е.В., Веселова М.Г. и др.

По волшебным дорогам сказок. Образовательная деятельность c детьми 5–6 лет с недоразвитием речи: Методич. пособие. — М.: АРКТИ, 2020. — 220 с. — (Коррекционная педагогика).

 

В настоящем пособии представлена модель комплексно-тематического планирования образо­вательной работы с дошкольниками 5–6 лет с общим недоразвитием речи на основе проектной технологии, которая в наибольшей степени соответствует принципу интеграции и требованиям комплексно-тема­тического планирования. Данная педагогическая технология основана на синтезе исследования, игры, творчества и коммуникации, что отражает закономерности развития ребенка-дошколь­ника. Так обеспечиваются парт­нерские отношения взрослых с детьми и детей друг с другом, что создает основу для развития и коррекции всех сторон речи. Планирование тематических циклов отражает содержание детских сказок из круга детского чтения, через которое преломляется окружающая ребенка действительность. Художественная литература, являясь особой культурной практикой, сама создает смысловой фон для других культурны практик, обнаруживая «кладезь» проблемных ситуаций, вопросов, дискуссионных тем для позна­вательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности дошкольников.

Пособие адресовано учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Страницы:   1   2

Все права защищены ©1993-2020  ООО «АРКТИ»